Обычная версия сайта
Цветовая схема А А А
Размер шрифта А А А
Опытно – экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста

Традиционное шитье — неиссякаемый источник творчества; на его традициях воспитываются множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. Оно дает новые идеи новому поколению, имеющие общественные значения. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
Традиционное шитье — это источник творчества, которая помогает достигнуть положительных результатов.
Цель опытно экспериментального исследования: развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста с помощью занятий в кружковом объединении «Мозаика».
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы по развитию творческим способностям детей;
2.Обосновать возможность творческих способностей на занятиях кружкового объединения традиционного шитья;
3.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру. Приобщить учащихся к традиционному творчеству для развития творческих способностей.
Опытно – экспериментальное исследование проведено на базе МБУДО «Амгинский центр творческого развития имени О.П.Ивановой – Сидоркевич». Для определения уровня творческих способностей учащихся в эксперименте применялась диагностика П.П.Торренса. В эксперименте приняли участие две группы учащихся. В первой группе вошли учащиеся 4 класса общеобразовательного учреждения. Во второй группе вошли учащиеся кружка «Мозаика» Амгинского центра творческого развития.
Опытно экспериментальное исследование имеет художественно-техническую направленность и активизировано на расширение кругозора детей младшего школьного возраста. Познакомить учащихся с наследием традиций, особенностями якутского традиционного лоскутного шитья, позволяет ощутить связь времен художественной обработки материала, помогает привить им интерес к традиционному творчеству.
Традиционное шитье — неиссякаемый источник творчества; на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. Одним из традиционных ремесел было лоскутное шитье.
По результатам наблюдений учащихся младшего школьного возраста и собственных опытно экспериментальных исследований можно выделить, исследование имеет художественно-техническую направленность и активизировано на расширение кругозора детей младшего школьного возраста. Познакомить учащихся с наследием традиций, особенностями якутского традиционного лоскутного шитья, позволяет ощутить связь времен художественной обработки материала, помогает привить им интерес к традиционному шитью. Прежде чем приступить к опыту, подготовила несколько наглядных материалов для учащихся, чтобы они имели представление об изготовлении изделия.
На первом этапе идёт ознакомление с произведениями искусства народа и других народов, историей возникновения традиционного шитья и ознакомление работами народных мастеров. Даются теоретические сведения и последовательность выполнения традиционного лоскутного шитья с применением обозначений и изготовление наглядных пособий. Учащиеся стараются подражать народным умельцам. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народов, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. На занятиях использованы презентации по творческой работе Анны Зверевой, мастеров лоскутного шитья Анны Скрябиной, а так же разнообразные материалы традиционному шитью и образцы изделий народных мастеров.
На втором этапе теоретическая деятельность опытно-экспериментального исследования изделия сменяется практической деятельностью по воплощению изделия в материале. На этом этапе происходит формирование знаний, умений, навыков, цветоведение в лоскутном шитье. По методу П.П. Торренса, я предлагаю им выполнить следующее задание: «Дополни рисунок». Здесь они создают композицию линейных рисунков с национальным колоритом используя геометрические фигуры: треугольники прямоугольники, и круг. Например, придумать обереги с геометрическими рисунками. На следующем этапе учащиеся приступают к выполнению практического задания изделий изготовленных в технике лоскутной аппликации. Учащиеся делают лекало, переводят рисунки на ткань, вырезают по шаблону, подбирают по рисунку. По выбору учащиеся создают лоскутную аппликацию или шьют лоскутное изделие.
На третьем этапе практического задания учащиеся приступают к украшению изделия, сюда входят окантовка и декорирование. Этот этап работы развивает воображение, творческую фантазию, воспитывает аккуратность и усидчивость. Все обучающиеся проявили интерес, процессом творческой работы, работали группами как одна команда. По итогам трех этапов работы выявила следующее: к повышенному уровню развития творческих способностей относятся группы, которые быстро решали тему, находили решение и имели навыки работы с аппликацией.
К среднему уровню относятся учащиеся, которые активно включались в групповой работе, но технологические навыки работы ниже высокого уровня. В основном учащиеся заинтересованы процессом и завершением работы. При переходе от теории к практическим действиям у учащихся наблюдаются мыслительные способности и творческие видения. В перерывах между занятиями провожу физкультминутку для глаз, рук и спины.
Педагог, постоянно развивая познавательную активность учащихся к занятиям, стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного подхода в создании новых образцов. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможности разнообразия в оформлении творческих зданий. Предоставляя детям младшего школьного возраста как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность обучающихся младшего школьного возраста, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия, помогать в решении поставленной задачи.
На всех этапах обучения используются различные технологии обучения: модульные, коммуникативные и исследовательские технологии, способствующие развитию познавательной активности обучающихся при создании творческих работ.
Для формирования творческих способностей обучающихся посредством традиционного шитья в группе созданы некоторые условия:
— занятие проводится в кабинете, в котором представлен учебный материал и оборудование – материалы для шитья и инструменты для ручного шитья;
— и где выставлены работы учащихся.
Таким образом, изучив и проанализировав педагогическую литературу по теме исследования, мы остановились на определении П.П. Торренса, что развитие творческих способностей выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области ее мышления, способностей, к ее предметной стороне и самому процессу овладения умениями и знаниями.
По результатам наблюдений среди учащихся младшего школьного возраста и собственному экспериментальному исследованию можно выделить, опытно-экспериментальное исследование имеет художественно-техническую направленность и активизировано на расширение кругозора учащихся. Учащиеся знакомятся с наследием традиций, особенностями якутского традиционного лоскутного шитья и это позволяет ощутить связь времен. Помогает привить им интерес к традиционному шитью. Закрепляются и развиваются навыки культуры труда, умение планировать и организовать
По итогам опытно – экспериментального исследования необходимо отметить что нужно:
— в начале выявить творческие способности учащихся младшего школьного возраста, изучив и используя научный метод П. Торренса;
— обучить учащихся более легким и понятным методам составления композиций из аппликаций разноцветных бархатных бумаг, искусственной кожи, замши, лоскутков, видеть компоновку при создании;
— развить творческие способности;
— перейти к более усложненным методам обучения аппликаций и шитья;
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы: что 1 группа отстает от 2 группы. Группа этих обучающихся занимается по типовой развивающей программе, уровень оценки творческих способностей ниже. Результаты диагностирования показывают, что у многих обучающихся надо развивать творческую способность. Исходя из этого, обучающиеся должны заниматься в кружках, в студиях и краткосрочных занятиях. Для развития мышления и творческих способностей существует специальные методики, которые способствуют развитию творческих способностей. Взрослые должны поддерживать своих детей и направлять по способностям.
Развитие творческих способностей обучающихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, правильно выбранные методы и формы обучения помогают педагогу определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим. Определено, что для развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста большое влияние играет кружковая деятельность. На занятиях кружкового объединения у учащихся пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также для них представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.
Проведенное исследование по выявлению уровня творческих способностей учащихся сблизило кружковцев, появилось заинтересованность в посещаемости кружка. Они стали помогать друг к другу, стали общительными между собой, дают советы и еще участвуют в различных конкурсах, готовятся к выставкам.
Таким образом, можно сделать вывод, что кружок традиционного шитья «Мозаика» дает прекрасные возможности для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Абрамова Надежда Ивановна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Амгинский центр творческого развития
имени О.П.Ивановой — Сидоркевич»